Филипп Янковский добровольно обрек себя на суровые испытания в Подмосковье

Репортаж со съемочной площадки фильма Глеба Панфилова «Один день Ивана Денисовича», где в главной роли снимается 50-летний Филипп Янковский.

Я вообще такой артист… когда играю кого-то, становлюсь этим персонажем. Я и есть Иван Денисович Шухов, — заявляет Янковский.

Филипп Янковский на съемках фильма «Один день Ивана Денисовича»

Филиппа Янковского не сразу узнаешь в седом ссутулившемся заключенном с «пораженными цингой» зубами и номером «Щ-854» на шапке-ушанке. Тот самый «один день» снимается уже почти три месяца — в подмосковном Нахабино на территории военной части построена огромная декорация, которую не отличить от настоящего лагеря. В группе шутят, что после съемок здесь стоит открыть иммерсивный театр, где зритель погружался бы в предлагаемые обстоятельства. Шутки шутками, но когда декорация заполняется заключенными (в массовке снимается человек 300), вооруженными надзирателями и цепными собаками, становится не по себе даже привыкшей съемочной группе. Для Филиппа Янковского и остальных это уже вторая съемочная зима. Год назад в самые лютые морозы, когда температура воздуха опускалась до минус 40, снимались начальные сцены картины.

Сергей Карякин, Максим Колесниченко и Филипп Янковский

Фильм Панфилова — не прямая экранизация, это история «по мотивам», которую режиссер дополнил подробностями — как Иван Денисович воевал, как попал в плен, как бежал и как именно оказался в лагере. Фильм начнется с парада на Красной площади 7 ноября 1941 года — инженер Шухов пройдет в парадном строю и направится на фронт с заданием — доставить на передовую противотанковую пушку. По дороге он нарвется на немецкую танковую колонну и примет бой. Военные сцены снимались в Ступино (примерно там, где шли реальные бои за Москву). Мороз был такой силы, что двигатели машин и танков не выдерживали — по ночам технику отогревали в палатках тепловыми пушками, а застрявшие в снегу машины приходилось вытаскивать экскаваторами. Вся группа фильма оказалась в снежном плену, потому что добраться до площадки, как и выбраться обратно, было совершенно невозможно.

Филипп Янковский на съемках фильма «Один день Ивана Денисовича»

За время съемок я научился стрелять из пушки, класть камень, долбить лед, провел 2 зимы с лопатой на улице, — рассказывает Филипп Янковский. — Конечно, это очень тяжелый материал, но и я получаю огромное удовольствие от работы над ним.[/quote]

Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» стала главной литературной сенсацией в России и в мире и принесла мировую славу Александру Солженицыну, а в русской литературе открыла тему лагерей и репрессий. Глеб Панфилов давно хотел экранизировать этот текст. 10 лет назад он совместно с Солженицыным написал и снял сериал «В круге первом», после которого Солженицын хотел доверить «Ивана Денисовича» только Панфилову. Сегодня, завершая съемки, Панфилов избегает разговоров о проекте, его смыслах и актуальности, считает эти разговоры преждевременными. Работа не завершена, а значит нечего пока говорить.

Филипп Янковский и режиссер фильма Глеб Панфилов

Со стороны кажется, что Панфилов, которому в мае исполнится 85 лет, не мерзнет и не устает. Почти вся группа молодая — не старше 35 — к вечеру валится с ног, а у режиссера будто открывается второе дыхание. 12-часовая смена на ногах, не садясь и не отдыхая, с часовым перерывом на обед, во время которого Панфилов погружен не в меню, а в свой материал — думает, обсуждает с оператором. Военный блок картины снимал один из самых молодых и дерзких операторов Михаил Хасая («Притяжение», «Трезвый водитель»). В лагере за камерой — Михаил Агранович, который снимает с Панфиловым уже четвертую картину подряд.

[quote]В 1988 году Глеб Анатольевич пригласит меня снимать картину «Мать», — вспоминает Агранович. — Это было странно, потому что начиналась перестройка, открывалась запрещенная литература, снимать можно было все, что хотелось, а Панфилов выбрал главное произведение социализма. Я не мог понять — почему? А в результате «Мать» оказалась совершенно про другое и стала намного актуальнее громких перестроечных фильмов. Думаю, что и сейчас, когда тема лагерей кажется закрытой, режиссер хочет сказать что-то, что сегодня знает только он один.

Панфилов всегда говорил, что субъективные намерения и объективные результаты часто не совпадают, и во всех его фильмах скрытое было важнее явного. Вот и здесь история похожа не на описание ужаса репрессий, а на анализ русского характера, который умеет сохранять достоинство даже в условиях, несовместимых с жизнью.

Эта картина о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности, — говорит Филипп Янковский, — и мне хочется верить, что когда картина будет выходить на экраны, то найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера. Сейчас съемки завершаются в помещении бывшей ткацкой фабрики им. Петра Алексеева. Величественное и зловещее здание, в котором 10 лет назад решили построить элитные лофты, теперь заброшено и как нельзя лучше подходит под объект, который в повести называется «Стройка века». Актеры закладывают кирпичом окна, греясь у самодельной печи, которая служит и элементом декорации, и реальным источником тепла. Глеб Панфилов достраивает свое большое авторское высказывание, которое должно выйти на экраны в мае 2020 года.

Кадр из фильма «Один день Ивана Денисовича»

В подмосковном Нахабино на территории военной части построена огромная декорация

Источник: znamenitka.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.