Лихтеровоз «Севморпуть»: предыстория рейса на Камчатку

Ему предстоит по СМП доставить в рефрижераторных контейнерах 5 тысяч тонн камчатских морепродуктов в Санкт-Петербург

Атомный ледокольно-транспортный лихтеровоз «Севморпуть» в ожидании окончания погрузки стоит в Авачинской губе. Не исключается что, лихтеровоз осенью текущего года может совершить еще два рейса. Северный морской путь начинает активно работать на развитие Камчатского края.

Сегодня к этому заявлению присоединяются и те, кто еще менее полугода назад утверждал, что «рыбные» рейсы на Камчатку затратны, нецелесообразны и вообще неосуществимы. Реалии заставляют менять мнение недавних скептиков. И понятно, что не в их интересах вспоминать предысторию нынешнего рейса, а она, между тем, симптоматична.

Впервые предложил провести тестовый рейс атомного лихтеровоза по СМП в Авачинскую губу 18 сентября 2015 года на заседании Делового совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики тогда генеральный директор Корпорации развития Камчатки Николай Пегин. КРКК не только инициировала идею, согласованную с руководством края, но и обосновала её целесообразность. Предложение Корпорации нашло понимание в кабинете министров РФ.

3 декабря того же года Дмитрий Рогозин поручил ряду министерств и ведомств, «Росатому», Деловому совету Госкомиссии по вопросам развития Арктики совместно с КРКК представить предложения «по организации экспериментального рейса атомного лихтеровоза «Севморпуть» по маршруту Мурманск – Петропавловск-Камчатский и в обратном направлении с учетом фактора сезонности».

Как показали последующие события, на том этапе не существовало ни правовых, ни технических возможностей для реализации проекта. Находившемуся длительное время на консервации лифтеровозу «Севморпуть» предстояло пройти дооснащение. В первый, по сути тестовый, рейс из Мурманска на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания судно вышло 6 мая 2016 года.

В число правовых препятствий входили запрет на посещение судами с атомными энергетическими установками ряда портов на тихоокеанском побережье России, необходимость таможенного оформления грузов перед отправкой судов с Дальнего Востока в порты европейской части страны и некоторые другие.

Реализацию идеи проведения экспериментального рейса «Севморпути» отложили, но о ней не забыли.

В декабре прошлого года заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков подписал распоряжение о создании рабочей группы по организации постоянной судоходной линии для транспортировки по СМП рыбной продукции. Изначально предполагалось использовать для перевозок по ней атомный лихтеровоз. В рабочую группу, которую возглавил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, наряду с другими её членами, вошли представители Правительства края, регионального бизнеса и, конечно, КРКК.

По мере позитивного развития проекта голоса скептиков слабели, но не умолкли совсем, пока «Севморпуть» не пришел в Авачинскую губу. Оказался несостоятельным и один из основных аргументов противников использования атомного лихтеровоза на перевозках между российскими портами морей бассейна Атлантического океана и Камчаткой. Скептики настаивали на коммерческой нерентабельности таких рейсов. Между тем, цена за транспортировку биоресурсов из Петропавловска в Петербург в рефрижераторных контейнерах лихтеровоза вполне устраивает производителей края.

Организация постоянной судоходной линии для транспортировки по СМП камчатской рыбной продукции лишь один, далеко не самый значимый, проект из числа других инициатив, интегрирующих экономику и транспортную сферу Камчатки в реализацию глобальной государственной задачи – развитие Северного морского пути, превращения его в активную логистическую артерию мирового значения.

Два других проекта более масштабны. На восточном побережье полуострова намечено строительство комплекса по перегрузке сжиженного природного газа, а также контейнерного терминала. Им обоим предстоит работать по принципу «ледовых шаттлов». К берегам Камчатки СПГ и другие грузы доставят суда ледового класса, а дальше газ и контейнеры проследуют на обычных танкерах и контейнеровозах. Эта концепция также разработана Правительством региона, в лице, прежде всего, губернатора края Владимира Илюхина и генерального директора Корпорации развития Камчатки Николая Пегина.

Они начали говорить о необходимости и целесообразности создания на полуострове порта-хаба Северного морского пути почти семь лет назад. Поначалу и эту идею специалисты по логистике встречали с недоумением: дескать, где СМП и где Камчатка? «Мы продолжали работать, – писал впоследствии Николай Пегин – доказывать свою правоту и завоёвывали все больше сторонников в экспертном сообществе. В этот же период Корпорация совместно с ведущими специалистами транспортной отрасли и полярниками начала разработку модели использования «ледовых шаттлов» в общей системе арктических перевозок, которая теперь находит практическое воплощение».

Успехи России в развитии Северного морского пути очевидны. По прогнозам в текущем году объем перевозок по СМП более чем в три раза превысит рекордные показатели, достигнутые в советские годы. Все больше зарубежных транспортных компаний связывают свое будущее с арктической логистикой.

Но раздаются голоса и тех, кто выступает против интеграции Северного морского пути в мировой грузооборот как российской национальной транспортной артерии со всеми вытекающими из этого позитивными экономическими и политическими последствиями для нашей страны. РФ предлагают «интернационализировать» Северный морской путь и всем «флагам» на равных правах пользоваться выгодами арктической транспортной линии, ничего, кроме России, не вкладывая в развитие и эксплуатацию СМП. 

Почти совпали приход лихтеровоза в Петропавловск-Камчатский и заявления, сделанные главой норвежского МИДа Ине Мари Эриксон о намерениях провести проверку Севморпути на соответствие экологическим стандартам, словно в скандинавской стране не знают, что значительная часть арктической транспортной артерии проходит по территориальным водам РФ. Министр иностранных дел Норвегии считает, что «у Севморпути есть проблемы в отношении всего, то есть от поисково-спасательных работ и недостаточной инфраструктуры на всей трассе до крайне сурового климата». После чего Ине Мари Эриксон сделала далеко идущий вывод о том, что перечисленные факторы «усложняют задачу сделать маршрут коммерчески успешным и выгодным».

Едва ли не слово в слово аргументировали свой скепсис, словно пользовались одной подсказкой, и отечественные эксперты, предрекавшие невозможность серьезного увеличения грузопотока на СМП, а он растет, опережая самый смелый сценарный прогноз. Пока Камчатка в общем объёме грузов, перевозимых через российскую Арктику, занимает скромное место, но подождем завтрашнего дня…

Источник: kam24.ru

Ещё новости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.